Управление финансами

Методы управления оборотными активами предприятия

Управление оборотными активами предприятия — задача непростая, особенно если учесть, что к оборотным активам (ОА) относят не только материальные, но и нематериальные активы. Напомним основы политики управления оборотными активами и методы ее осуществления.
Методы управления оборотными активами предприятия
Иллюстрация: freepik/freepik

Типы политики управления оборотными активами

Политика управления — это совокупность принципов и намерений, которые реализуются через документы (протокол намерений, решение, соглашение о сотрудничестве) и процедуры (конкретные запланированные действия).

Политика устанавливает цели и намечает маршруты достижения этих целей.

В политике управления оборотными активами предприятия придерживаются таких основных принципов:

  • состав и структура оборотных активов должны быть оптимальными для предприятия, при этом должна учитываться не только текущая ситуация, но и запланированные изменения;

  • потребность в ОА должна быть определена достаточно точно: недостаток приведет к остановке производства, а излишек — к снижению показателей оборачиваемости и эффективности использования.

Политика управления активами может быть следующих типов:

  • умеренная,

  • агрессивная.

Если умеренная политика не имеет полярностей, то агрессивная политика в сфере управления ОА может быть направлена как на снижение активов, так и на наращивание. Направление «агрессии» зависит от множества факторов.

Но в целом агрессивная политика управления ОА может быть применена при наличии следующих взаимозависимых факторов:

  • денежные средства в распоряжении менеджера практически не ограничены;

  • это дает возможность наращивать запасы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции;

  • позволяет держать на высоком уровне дебиторскую задолженность;

  • это приводит к увеличению удельного веса ОА в структуре активов предприятия;

  • оборачиваемость активов снижается;

  • уровень рентабельности при такой политике не может быть высоким.

Агрессивная политика управления оборотными активами предприятия имеет право на существование, если, например, организация ведет маркетинговую войну на рынке: создание запаса сегодня позволяет иметь низкую себестоимость продукции завтра. Плюс к этому предоставление льготных условий покупателям (например, отсрочки в расчетах) — и менее инициативный и рисковый конкурент выбит с рынка.

Умеренная политика позволяет сбалансировать соотношение оборотных и внеоборотных активов, снизить запасы, оптимизировав отгрузки готовой продукции. Эта политика нацелена на снижение дебиторской задолженности.

Предприятие, использующее умеренную политику, предпочитает работать «на чужих деньгах», получая беспроцентные товарные кредиты от поставщиков.

При всех плюсах такой политики существует риск, что менеджмент увлечется «балансировкой» оборотных активов и это негативно скажется на финансовом состоянии предприятия. Например:

  • доля кредитных средств значительно превысит собственные (что лишит предприятие финансовой независимости и приведет к снижению чистых активов);

  • предприятие начнут «выдавливать» из занятой рыночной ниши конкуренты с более агрессивными методами управления.

Методы управления оборотными активами: разнообразие подходов

Методы управления оборотными активами предприятия можно разделить на 3 большие группы:

  • организационно-распорядительные,

  • социально-психологические,

  • экономические.

Чаще всего на практике используется различное сочетание методов из перечисленных выше групп.

На рис. 1 приведена классификация методов управления оборотными активами предприятия.

Классификация организационно-распределительных методов приведена на рис. 2.

Виды экономических методов, используемых для управления оборотными активами:

  • планирование,

  • анализ,

  • обеспечение,

  • определение оптимальных цен.

Активами управляют люди. Поэтому управление любым видом активов сводится к управлению людьми.

Такие методы, как принуждение, побуждение, убеждение, личный пример, относятся к группе социально-психологических методов управления оборотными активами.

Управление оборотными активами организации: подходы к выбору методики

При выборе политики управления оборотными активами предприятию необходимо учитывать разнообразие объектов управления:

  • сырье и материалы,

  • запасы,

  • незавершенное производство,

  • готовая продукция,

  • денежные средства,

  • дебиторская задолженность,

  • прочие оборотные активы.

Типы политики и методологические подходы к управлению разными видами оборотных активов организации могут быть разными.

Экономические методы играют ведущую роль в управлении оборотными активами предприятия, поскольку они дают математические маркеры, точные цели, с которыми достаточно легко сравнивать полученные результаты.

Общие этапы работы по управлению оборотными активами предприятия:

  • анализ остатков,

  • анализ движения,

  • определение оптимального уровня,

  • прогнозирование и планирование,

  • сравнение фактического результата с прогнозом.

Для управления ОА предприятия применяют такие расчетные методы анализа, как:

  • аналитический,

  • расчет коэффициентов,

  • прямой счет (нормирование на основе расчетных показателей величины запасов).

В управлении денежными средствами для расчета прогнозных показателей применяются еще и математические модели:

  • Баумоля — модель управления на основе использования инвестиций в ценные бумаги как метода сохранения и приумножения имеющихся в распоряжении денежных средств в условиях стабильности и определенности;

  • Миллера-Орра — модель основана на предположении, что остаток денежных средств — величина случайная, подвержена изменению, которое достаточно сложно спрогнозировать. В расчетах используется коэффициент и размах вариации;

  • Стоуна — предлагает управлять целевым остатком, в отличие от модели Миллера-Орра, концентрирующей внимание на определении его величины;

  • Монте-Карло (модель Лернера) — подходит для расчета целевого остатка денежных средств, основанного на принципе признания вероятностного характера природы исходных и планируемых показателей.

Большое значение при применении математических методов управления оборотными активами предприятия имеют статистические методы исследования, основанные на изучении динамики изменения остатков во времени под действием определенных факторов.

Итоги

Методы управления оборотными активами предприятия достаточно разнообразны. Организация может выбрать при создании своей политики управления те методики, которые подходят именно ей.

Необходимо помнить: важнее бывает правильное определение тренда динамики изменения, нежели точный расчет показателя. Это связано с тем, что сложные расчеты, дающие высокую точность, бывают трудоемкими и занимают много времени. Время — один из наиболее дефицитных ресурсов.

Начать дискуссию

Конституционный Суд: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Лучшие спикеры, новый каждый день

До 20 мая нужно уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом нужно сообщить налоговой.

Праздник дня. День рождения Интернета

В 2024 году Интернет празднует 33 годовщину.

Праздник дня. День рождения Интернета
Кадры

Путин: европейские специалисты приезжают работать в Россию

Президент рассказал, что иностранные сотрудники зарабатывают в РФ больше, чем в Северной Америке и в Европе.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

Суперцена на коллекцию курсов «От бухгалтера к финдиру»! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов есть все, чтобы вырасти до финансового директора. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Интересные материалы

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру