Как автоматизировать работу с договорами?

Ведение договорного документооборота — основной процесс в любой организации. Каждый этап заключения нового договора таит в себе множество сложностей и нюансов: от создания и утверждения до внесения корректировок и контроля соблюдения обязательств сторон.
Как автоматизировать работу с договорами?

В работе с договором нередко участвуют сразу несколько подразделений компании, поэтому неправильная организация процесса чревата рисками ошибок и размытыми сроками введения документа в силу.

Как сделать процесс составления договоров прозрачным, установить контроль за движением денежных средств в компании, избежать штрафных санкций, связанных с невыполнением договорных обязательств?

Ответ — автоматизировать работу с договорами.  

Предпосылки автоматизации

Что происходит в организации, в которой давно пора ввести СЭД:

  • Отсутствие корпоративных стандартов. Для того чтобы сделать корпоративный договор, нужно каждый раз искать образцы: «Кажется, недавно мы подписывали что-то похожее… киньте образец pls…»

  • Долгий процесс согласования: «Ох, если попадет на согласование к финансовому будем месяц согласовывать… Обойдемся без него…»

  • Найти конечную версию документа порой становится очень трудно: «Версия 1… версия 2… версия с правками юриста…версия Final… ага, вот, Final 2.4!»

  • Невозможно контролировать сроки согласования: «Когда наконец подпишут мой договор?! А… где он вообще…»

Все эти проблемы можно решить разом с помощью автоматизации:

  • Появляются корпоративные стандарты с типовыми документами

  • Снижаются риски, что кто-то из сотрудников допустит ошибку в составлении документа

  • Система берет на себя рутинные задачи, экономя время

  • Все документы находятся под контролем и в быстром доступе

Как выглядит процесс работы с договором в системе:

  1. Создается проект нового документа. Система формирует электронную карточку, в которой отражаются нужные реквизиты.  

  2. Далее заполняется шаблон документа и отправляется на согласование.

  3. Документ редактируется и рецензируется непосредственно в системе.

  4. Все версии сохраняются автоматически.

Поговорим о процессах подробнее.

Подготовка договора

Как мы уже сказали, формирование типового контракта начинается с заполнения карточки договора, в которой указываются:

  • вид договора (с покупателем или поставщиком)

  • тип договора (предоставление услуг, аренда, поставка продукции)

  • плановые сроки исполнения контракта и сумма договора

  • ответственные за исполнение договора как со стороны организации, так и со стороны контрагента и т. д.

Для составления нового типа договора можно взять подходящий шаблон из интернета или воспользоваться любым удобным сервисом для его составления.

Система создает карточку договора, на основании которой формируется типовой договор. То есть в шаблон переносятся все данные о контракте, который собирается заключить организация. 

На этапе подготовки договора информационная система должна поддерживать историю договора, то есть сохранять все его версии с момента создания. Сохранение истории позволит отследить, какие изменения, когда и кем были внесены. Создание новых версий и ведение истории контракта должны прекращаться после подписания договора.

Процесс согласования

Согласование – ядро процесса работы с договорами. Автоматизация позволяет ускорить процесс и гарантирует его прозрачность. В системе можно настроить процессы по типам и видам документов для различных классов договоров: доходных, расходных, внутренних и т.д.

Что делает система на этом этапе?

  • Назначает задачи согласующим в соответствии SLA (соглашением об уровне сервиса) с нормативными сроками согласования, по которым легко проконтролировать исполнительскую дисциплину.

  • Отслеживает выполнение сроков

  • Контролирует процесс согласования договоров и обеспечивает маршрутизацию

Проектирование маршрутов

Использование последовательных и параллельных веток маршрута легко представить в виде ползунка громкости, который можно регулировать при проектировании. От максимального контроля над процессом — последовательные маршруты, до максимальной скорости — параллельные.

В первом варианте согласующие роли смотрят документ последовательно, оставляя свои рецензии. Из плюсов: низкий риск, что будет допущена ошибка.

Во втором варианте с параллельным маршрутом можно сразу разослать договор нескольким согласующим ролям. Специалисты разных подразделений одновременно просматривают документы и оставляют замечания. 

При таком подходе есть риск, что специалисты зря потеряют время:

Например, юристы и финансисты потратят время на договор, оставив свои рецензии, а закупщик его отменит и напишет, что это компания не может закупить что-то по причине несовместимости.

К проектированию маршрутов для автоматизации процесса документооборота нужно подходить индивидуально. У нас большой опыт работы с заказчиками, и мы всегда стремимся помочь новому клиенту правильно спроектировать маршруты согласований конкретно под его бизнес. К тому же система EnDocs предоставляет очень гибкие возможности для конструирования

Дмитрий Никитин, генеральный директор EnDocs — системы электронного документооборота


Как ускорить процессы без риска?

Для этого нужно, чтобы в системе были предусмотрены определенные возможности и функции. Расскажем о них на примере системы электронного документооборота —EnDocs.

  • Участие экспертов

Как правило, маршруты согласования по договорам выглядят примерно так:

Есть постоянные роли, которые участвуют во всех договорах, независимо от их типа и есть эксперты, привлекающиеся для согласования в каких-то специальных случаях. 

Когда вы определили, что это за документ, система EnDocs сама понимает, каких экспертов нужно добавить в маршрут согласования. Нет риска, что договор забудут провести через какого-то эксперта.

  • Привлечение дополнительных экспертов не рецензирование

Бывают ситуации, когда необходимы уточнения для документов. Тогда можно привлечь 1-2 сотрудников для дополнительного согласования. Типовой маршрут как таковой не изменится, но в листе голосования появляются комментарии, лицензии от всех нужных специалистов.

  • Делегирование согласования другому исполнителю

В случае, если сотрудник по каким-то причинам не может оперативно отработать этот договор, он может делегировать согласование равнозначному исполнителю, переведя свои полномочия. 

Это ускоряет процесс, если сотрудник, например, ушел на больничный, находится в командировке и т.д.

  • Гарантия целостности и аудиторский след

Одна из важнейших целей СЭД – сохранение и предоставление всей истории по изменению и процессу согласования документов. 

В системе фиксируются изменения, которые происходят как непосредственно над самим документом, так и над реквизитами. Также сохраняется лист согласования – то, что формируется при получении резолюции согласующих. Это вещь, которая позволяет провести аудит, проследить историю тех или иных комментариев, когда это нужно.

  • Снижение формализма

Например, у согласующего есть вопрос к инициатору по документу, но дело касается небольших уточнений. Для такого в системе EnDocs есть мини-чаты по каждому документу, где инициатор и специалист могут обсудить необходимые правки.


Интеграция с другими информационными системами компании

Для оптимизации денежных потоков компании, система управления договорной деятельностью должна быть интегрирована с системами бухучета и бюджетирования. Это позволяет увязывать платежные поручения, товаротранспортные накладные, доходные и расходные статьи бюджета с заключенными договорами, что экономит время на перенос данных о ходе исполнения контрактов.

Например, у сервиса EnDocs есть интегрированная конфигурация 1С. Это позволяет выгружать в 1С распознанные и электронные документы и согласованные договора, связывать документы двух сервисах и просматривать их через 1С.

Реклама: ООО «Энсол софт», ИНН: 7723410700, erid: LjN8KNqdm

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Интересные материалы

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор вам поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
3